Причина подорожания в повышении тарифов утильсбора для ввозимых автомобилей.
Продавцы подержанных автомобилей готовятся к осеннему повышению цен на 5–30%, сообщили «Известиям» сразу несколько сервисов, включая «Дром.ру», «Авто.ру Бизнес» и Likvi. По их мнению, так рынок отреагирует на увеличение тарифов утильсбора. Планы по увеличению тарифов Минпромторг анонсировал с 1 октября 2024 г., хотя постановление правительства пока не подписано. Как рассчитали аналитики площадок по продаже б/у автомобилей, рост стоимости будет аналогичным повышению цен на новые машины — а он напрямую зависит от тарифа утилизационного сбора. Но подержанные машины начнут дорожать не сразу, а с отсрочкой на несколько месяцев, отмечают эксперты.
Каким будет новый утильсбор
С 1 октября 2024 г. планируется очередное повышение тарифов утильсбора — он был введен в 2012 г. с целью уравнять ввозные пошлины, которые пришлось снизить с 30 до 25% после вступления России в ВТО. То есть 12 лет назад он составлял 5%.
В 2014 г. утилизационный сбор был введен и для машин локального производства, но компенсировался в конце года в виде промышленных субсидий. Согласно обязательствам России при вступлении в ВТО, пошлины должны были уменьшиться до 15% к 2020 г., что и произошло. Но утильсбор к этому году составил уже 15–20%.
Новое же повышение тарифов должно составить 70–85%. Согласно проекту постановления правительства, который разработал Минпромторг (был опубликован в июле 2024 г.), с 1 октября утильсбор для машин с объемом двигателя от 2 до 3 л может составить 1 млн 562 тыс. р. Сейчас же тариф для таких автомобилей составляет 844 тыс. р. Проект постановления был доработан и прошел антикоррупционную экспертизу, он должен быть рассмотрен правительством.
Согласно расчетам аналитиков агрегатора Likvi, с учетом средней стоимости нового автомобиля в России в 3,65 млн р. доля утилизационного сбора в его стоимости составляет 10–30%. Теперь же с учетом растаможки общая цена вырастет на 10–30%.
«И с учетом того, что рост стоимости на новые автомобили, как правило, ведет к пропорциональному увеличению цен на вторичке с небольшим лагом по времени, мы ожидаем постепенный рост стоимости б/у автомобилей на 15–30%», — заявил CEO компании Александр Коротков.
Из-за активных продаж новых автомобилей постепенно увеличивается и выбор подержанных, и это в совокупности с повышением утильсбора и с ростом объемов импорта производит эффект замедления снижения цен на машины с пробегом, отметил директор по продажам и развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин.
«И по нашим оценкам, сентябрь мы проживем в равновесном состоянии, но начиная с октября увидим рост цен на автомобили с пробегом, который может составить вплоть до 15%», — сказал он.
На сколько могут подорожать подержанные автомобили
В случае вступления в силу новых тарифов утильсбора с 1 октября 2024 г. до конца первого квартала 2025 г. или до середины второго квартала дилеры импортируемых брендов будут торговать машинами, завезенными до повышения утильсбора, полагает обозреватель автомобильного портала «Дром.ру» Сергей Арбузов.
При этом он уверен: рост цен, обусловленный новыми правилами начисления утильсбора, в сегменте бюджетных брендов даст прибавку только в 5–7%. Но на повышение стоимости может сыграть и еще ряд факторов — например, позиция дилеров.
Что касается сегмента «люкс», то рост здесь может начаться раньше и дать более ощутимую прибавку — до 30% и даже больше, сказал эксперт.
Согласно проекту постановления правительства, утильсбор будет повышаться ежегодно — до 2030 г.
Источник: asn-news.ru