VW рассматривает возможность закрытия заводов в Германии и сокращения рабочих мест. Программа экономии, запущенная в прошлом году, не позволила флагманскому бренду концерна сэкономить несколько миллиардов евро
Компания Volkswagen рассматривает возможность закрытия заводов в Германии впервые за свою 87-летнюю историю, поскольку главный исполнительный директор Оливер Блюм предупредил, что европейская автомобильная промышленность находится в «очень… серьезной ситуации».
VW заявил, что «крайне напряженная» финансовая ситуация, в которой он находится, означает, что «закрытие заводов по производству автомобилей и комплектующих больше не может быть исключено» © Fabian Bimmer/Reuters
Это решение было принято после того, как программа экономии, запущенная в прошлом году, не достигла нескольких миллиардов евро до цели. Компания смогла сократить расходы, предложив сотрудникам пакеты услуг по досрочному выходу на пенсию и добровольному увольнению благодаря соглашениям с влиятельным производственным профсоюзом.
«Экономическая ситуация стала еще более жесткой, и на европейский рынок выходят новые конкуренты. В этих условиях мы как компания должны действовать решительно», — сказал Блюм.
Компания заявила, что планирует отказаться от своего обещания не сокращать рабочие места в Германии до 2029 года, что поставит ее на путь столкновения с рабочим профсоюзом.
Более низкий, чем ожидалось, спрос на электромобили в Европе ударил по автопроизводителям региона, включая VW, который также борется с сокращением доли рынка в Китае, своем самом прибыльном рынке.
В июне прошлого года флагманский бренд компании объявил, что хочет сократить расходы на 10 миллиардов евро к 2026 году, а также поставил цель достичь операционной рентабельности в 6,5 процента к тому же году. В первой половине 2024 года операционная рентабельность марки VW снизилась до 2,3 процента.
В понедельник VW заявил, что «реструктуризация, основанная исключительно на демографических изменениях», то есть на отказе от замены выходящих на пенсию работников, оказалась «недостаточной для достижения срочно необходимых структурных изменений для повышения конкурентоспособности в краткосрочной перспективе».
В Германии работает около 300 000 сотрудников VW — чуть меньше половины от общего числа сотрудников компании в мире. Сохранение рабочих мест является главным приоритетом для немецкой земли Нижняя Саксония, владеющей 20 процентами акций компании, и она часто вставала на сторону рабочего профсоюза компании, который занимает половину мест в наблюдательном совете VW.
Премьер-министр Нижней Саксонии Штефан Вайль в понедельник заявил, что «бесспорно, VW должен принять меры», но добавил, что закрытие заводов — лишь один из вариантов, доступных компании.
«Мы ожидаем, что [закрытия заводов] просто не произойдет», — подчеркнул он, добавив, что государство „обратит на это особое внимание“.
Даниэла Кавалло, председатель рабочего профсоюза VW, который, согласно немецким правилам, представляет интересы работников на уровне наблюдательного совета, в понедельник опубликовала записку для сотрудников, предупредив, что руководство рассматривает возможность закрытия немецких заводов, поскольку флагманский бренд VW рискует скатиться в убыток.
«В результате исполнительный совет сейчас ставит под вопрос немецкие заводы, коллективные договоры VW о заработной плате и программу сохранения рабочих мест до конца 2029 года», — заявил Кавалло, чей конфликт с бывшим генеральным директором VW Гербертом Диссом привел к отстранению того должности в 2022 году.
VW заявил, что его «крайне напряженная» финансовая ситуация означает, что «закрытие заводов по производству автомобилей и комплектующих больше не исключено», добавив, что он начнет переговоры с представителями трудового коллектива.
Кавалло, однако, заявил, что планы руководства VW встретят жесткое сопротивление. «Со мной закрытия заводов VW не будет!» — заявила она сотрудникам.
Борьба за реструктуризацию крупнейшего европейского автопроизводителя разворачивается на фоне снижения спроса как на внутреннем рынке, так и в Китае, а также появления новых конкурентов на европейском рынке.
Несколько китайских производителей электромобилей, таких как BYD, планируют выйти на европейский рынок, в то время как VW и другие традиционные бренды пытаются разработать более дешевые электромобили.
Аналитики уже давно призывают Volkswagen провести сокращение рабочих мест, чтобы экономия средств принесла свои плоды в то время, когда для перехода на электромобили необходимы значительные инвестиции.
«Это серьезный культурный сдвиг, происходящий в Volkswagen», — сказал Маттиас Шмидт, независимый автомобильный аналитик. «Я думаю, что профсоюзам, вероятно, показали реальность… и они, скорее всего, будут более сговорчивыми на этот раз».
Несмотря на оппозицию, обозначенную Кавалло, Даниэль Шварц, автомобильный аналитик из Stifel, также отметил изменения в ее формулировках, которые признали масштаб проблем, с которыми сталкиваются бренды Volkswagen, и отсутствие прямой критики Блюма.
«Реакция профсоюзов была весьма обнадеживающей», — добавил он.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
По теме:
Евросоюз введет пошлины до 38% на китайские электромобили Китай может ответить на тарифы на электромобили пошлинами на молоко и свинину из ЕС США резко повышают тарифы на импорт китайских электромобилей и полупроводников Источник: profinance.ru